Контакты

Директор школы:
Слепухова Марина Юрьевна
Телефон: 32-78-16

Заместители директора:

Разумова Наталья Александровна

Середа Ирина Владимировна

Инчина Надежда Викторовна

Жукова Инна Владимировна

Телефон: 24-04-70

Секретарь:
Фролова Лариса Геннадьевна
Телефон: 32-94-84

Адрес: 305045, город Курск
ул. Крюкова, 5
E-mail: kursk-school45@yandex.ru

Учредитель: комитет образования города Курска

Глоссарий PDF Печать

Адаптация - с одной стороны, это приспособление к новым условиям существования, с другой -стремление к постоянству его внутренней среды.


Актуализация - это "степень проявленности" потребности, иными словами, то, насколько данная потребность определяет реальные действия потребителей и производителей образовательных услуг. Базовые потребности определяют образовательную активность значительной части населения в сложившейся социальной ситуации. Они проявляются в доминирующих или первичных ориентациях (установках). Фоновые потребности влияют на образовательную активность, но не определяют ее (или определяют активность незначительной части населения). Фоновые потребности проявляются во вторичных ориентациях (установках).


Базисный учебный (образовательный) план. Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); закрепляю-щий максимально допустимую нагрузку при 5- и б-дневной учебной неделе по классам, а также количество недельных часов для финансирования. См. инвариантную часть базисного учебного (образовательного) плана.


Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана. Часть базисного учебного (об-разовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в т. ч. этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов РФ. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.


Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов их взаимодействия;
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача ми и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Виды универсальных учебных действий: личностные;
регулятивные (включающие также действия саморегуляции); познавательные; знаково-символические;
• коммуникативные.


Внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся. Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные об-щества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта.


Двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный про-межуток времени (час, сутки). Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительностью двигательного компонента в режиме дня.


Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана - часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реали-зации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, от-водимое на их изучение по классам (годам) обучения.


Индивидуальные потребности личности в области общего образования: полноценное и разнооб-разное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность); развитость универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).


Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса - система широкого доступа каждого субъекта образовательного процесса (учителя, ученика, родителя) к информационно-мето-дическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.


Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образова-тельных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качест-венное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соот-ветствии с его интересами.


Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.


Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Контроль в учебной деятельности - обеспечение эффективности учебных действий путем обнару-жения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.


Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, соци-ально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции, компетенцию в сфере личностного самоопределения и др.
Компетентность информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.


Компетентность коммуникативная - способность личности к речевому общению и умение слушать; умение ставить и решать коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.


Компетентность в сфере личностного самоопределения - способности, знания и умения, по-зволяющие индивиду осмыслить свое место в мире; выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий; опыт самопознания.


Компетентность образовательная - способность личности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку в одной или нескольких обра-зовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.


Компетентность профессиональная - способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации.


Компетентность социально-трудовая - способности и умения, обеспечивающие человеку возмож-ность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и сред-ствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.


Компетенция - круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором кон-кретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Конкурентоспособность выпускника - совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации. Критерии сформированности универсального действия нравственно-этического оценивания: структура ценностного сознания; уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, дилеммы, требующей осуществления морального выбора.


Критерии оценки качества образования - показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования:
адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандартов;
условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартов;
ресурсное обеспечение образовательного процесса (в т. ч. кадровое) и его соответствие требованиям стандартов;
• реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне ресурсного обеспечения.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий:
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью детей.


Критерии сформированности универсальных знаково-символических действий:
рефлексия как способность к осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;
инвариантность как сохранение некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково-символи-ческими средствами);
интенция - сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково-символических средств; отделенность - неотделенность знаково-символических средств от объекта и т. д.


Личностные универсальные учебные действия. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
• действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего осуществляется деятельность. Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое зна чение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Логическая грамотность - свободное владение обучающимся комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.


Логическое мышление - способность и умение обучающегося производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (по-строение отрицания, утверждения и опровержения; построение рассуждения с использованием различных логических схем (индуктивной или дедуктивной)).


Личностные результаты образовательной деятельности - система ценностных отношений обучаю-щихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.


Материально-техническое обеспечение (условия) получения общего образования - общие ха-рактеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образователь-ной среды).


Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования - научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья обучающихся; норм учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; участку и зданию об-щеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режи-му; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.


Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.


Морально-нравственное воспитание обучающихся - освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.


Назначение федеральных государственных образовательных стандартов - создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования:
выступать инструментом организации и координации системы образования; служить ориентиром ее развития и совершенствования;
• служить критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и
ценностям образования;
быть средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
• выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования
(учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с
одной стороны, и государства и общества – с другой;
• быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Образовательная среда - совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.


Образовательные потребности. Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность включает в себя отношения как минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой - адресатом социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности.


Основные функции стандартов в области общего образования:
• обеспечение:
- права каждого гражданина РФ на получение качественного образования, т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития
личности и возможности продолжения образования;
- единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию
образовательных систем и типов учреждений образования;
- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
• критериально-оценочная, следующая из понимания сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования;
повышение объективности оценивания на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую само-реализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидакти-ческими материалами, чтобы предоставить всем обучающимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Ва-риативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно-ориентированный урок.


Принцип открытости - предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, со-вместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.


Регулятивные действия - обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата деятельности;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мо-тивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ:
ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ - способность к решению учебно-практических задач на основании:
системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и ин-формационных системах;
умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;
• коммуникативных и информационных умений;
• умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.


Система оценки учебных достижений обучающихся - включает:
описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов подразумевает ориента-цию на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Согласование потребностей - процесс взаимоопределения социальных потребностей. Исходя из различной степени формализации и институциона-лизации, можно говорить о самосогласовании потребностей - в тех случаях, когда эти процессы не регулируются напрямую управляющими субъектами; и о согласовании потребностей (в узком смысле), когда рассматриваемые процессы являются предметом управленческого регулирования.


Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.


Социальный заказ - требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, обеспечивающие формирование у обучающихся:
• умения вести безопасный и здоровый образ жизни;
готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активной жизненной позиции; готовности к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;
• осознания нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью;
• умения делать осознанный и ответственный личностный выбор и т. д.


Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ - описание сово-купности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, обще-ственными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образова-тельного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки лич-ностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования; характе-ризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми уч-реждениями, реализующими программы основного общего образования; являются составной частью при-мерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.


Требования к структуре основных общеобразовательных программ - система норм, регламентирую-щих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и са-мосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и про-фессиональной деятельности.


Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ - интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ре-сурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.


Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершен-ствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


Учебные действия - конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполне-ния учебных заданий.


Фундаментальное ядро содержания общего образования - нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, по-знавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в т. ч. ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.


Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации - основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе:
• способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения;
• практические и обобщенные способы деятельности (см. индивидуальные характеристики вы-пускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации).
Целеполагание - возникновение, выделение, определение и осознание целей.
Цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечи-вающее такую ключевую компетенцию образования, как "научить учиться".


Юридический статус Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования - система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории РФ, являющаяся механизмом как реализации конститу-ционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.