Контакты

Директор школы:
Слепухова Марина Юрьевна
Телефон: 32-78-16

Заместители директора:

Разумова Наталья Александровна

Середа Ирина Владимировна

Инчина Надежда Викторовна

Жукова Инна Владимировна

Телефон: 24-04-70

Секретарь:
Фролова Лариса Геннадьевна
Телефон: 32-94-84

Адрес: 305045, город Курск
ул. Крюкова, 5
E-mail: kursk-school45@yandex.ru

Учредитель: комитет образования города Курска

Тема 2. О наказании PDF Печать

Тема 2
О наказании


Вопрос соотношения «кнута и пряника» - вопрос мудрости в «народной педагогике». В школе запрещены любые наказания.


Преподаватели имеют право лишь сообщать необходимую информацию родителям или соответствующим инстанциям (психологу, соц. педагогу, инспектору ПДН). Когда мы видим как наказывают другие, то часто не согласны с методами, формой и т.п. Когда-то нас наказывали и это тоже мы как-то оцениваем сейчас: помогло или помешало, стало лучше или хуже. Вопрос о методах в последнее время очень дискуссионный. Как наказывать можно, а как наказывать нельзя. Многие пишут, высказывают свое мнение, порой ничем необоснованное.


Трудно ответить на вопрос как наказывать не представляя цели. Еще труднее оценивать результат: цели не было и не с чем сравнивать.


Похоже, что средства передаются из поколения в поколение по семейной системе, а цель и смысл наказания давно утрачены. Возможно, что истоки традиций наказания находятся скорее в религиозном контексте. Во-первых: есть два различных процесса, которые происходят параллельно, тесно переплетаются во времени, смешиваются в сознании родителей и часто подменяются одно другим.


1. Эмоциональное отреагирование (чаще импульсивное и агрессивное): защита своих потребностей, нарушенных в контакте с другим (ребенком), не являющееся, по сути, наказанием .


2.Собственно процесс наказания, как воспитательного воздействия.
- Например: наиболее частые потребности взрослого, которые оказывались нарушенными: быть хорошей мамой (учителем), отреагировать гнев, защита убеждений, ценностей, избегание стыда, страха, и т.п.
- Конфликт потребностей ребенка и родителя приводит к тому, что базовые потребности родителя нарушаются часто неожиданно. Родитель испытывает сильную вспышку гнева и пытается импульсивно защитить свои убеждения или потребности, чтобы восстановить внутреннее благополучие. Все эти процессы часто не осознаются или отрицаются и поэтому часто приводят к физическому насилию. Отреагирование гнева в обществе взрослых не безопасно, там он накапливается, а затем импульсивно отреагируется в прямом контакте с ребенком. После чего родитель получает облегчение от разрядки состояния аффекта и нередко чувство вины, как следствия нарушенной другой ценности – любви к ребенку.


Во-вторых, не ясна цель наказания. Как следствие, трудно подобрать подобающие средства и оценить, достигнут ли результат в конце. Иногда в качестве цели определяется блокировка какого-либо поведенческого проявления страхом или стыдом, без учета контекста. Эти чувства порой могут приводить к нежелательному развитию человека.


В-третьих,
это обилие проекций со стороны наказывающего про наказуемого и про то, как он воспримет и поймет. Часто дети вообще не понимают взаимосвязи своего поступка с реакцией взрослого. Часто родитель так и не проясняет как воспринял его наказание ребенок, а порой и не проясняет своих действий. Традиции наказания передаются из поколения в поколение в форме комплексов поведенческих реакций. Страх перед тем, что кто-то узнает и накажет, приводит не к желанию изменить поведение к лучшему, а к желанию совершив поступок, избежать наказания, чтобы в следующий раз не заметили, не поймали.


В-четвертых, ситуация наказания остается незавершенной для наказуемого. Выход из нее часто отсутствует, как получит прощение для наказуемого часто не ясно.
Если вернуться к этимологии слова, то «наказание» происходит от слова «наказ», т.е. прямое указание что и как делать и не несет в себе агрессивного оттенка или репрессивных мер. Наказание – метод воспитательного воздействия, цель которого помочь наказуемому принять социальные ценности, осознать свой поступок в контексте ценностей и отношений, обучить его, как ответить за свой поступок, исправить ситуацию, тем самым формируя такое личное качество как ответственность.

 

___________________________________________________________________________________________________