Контакты

Директор школы:
Слепухова Марина Юрьевна
Телефон: 32-78-16

Заместители директора:

Разумова Наталья Александровна

Середа Ирина Владимировна

Инчина Надежда Викторовна

Жукова Инна Владимировна

Телефон: 24-04-70

Секретарь:
Фролова Лариса Геннадьевна
Телефон: 32-94-84

Адрес: 305045, город Курск
ул. Крюкова, 5
E-mail: kursk-school45@yandex.ru

Учредитель: комитет образования города Курска

Коротко о нарушениях письма и чтения PDF Печать

Коротко о нарушениях письма и чтения

(из опыта работы)

 

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем де­тям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстни­ков — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учи­теля, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы, писать все слова или предлоги «со словами слитно; из од­ного слова сделать два: ок и ноокно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает не­гативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необхо­димо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

 

Что же такое дисграфия? 

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизиро­ван, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем прини­мают участие речеслухоной, речедвигательный, зрительный, общедви­гательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавлива­ется тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычле­нять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

                     определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

                     соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

                     воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстро­ить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждо­го слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функ­ций: слуховой дифференциации звуков, правильном их произноше­нии, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представле­ниях, то может возникнуть нарушение процесса овладения пись­мом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфияэто специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характе­ра и обусловленное несформированностъю высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Чтобы определить, нужна ли ребенку помощь логопеда,

необходимо, чтобы учитель начальных классов (роди­тель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

 

 

Классификация дисграфических ошибок

 

Ошибки, обусловленные несформированностъю фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всятвисят, комнтакомната, урожйурожай;
  2. пропуски согласных букв: коматакомната, вей — всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стркистрелки,
  4. замены гласных: пищепищу, сесен — сосен, люгкийлегкий;
  5. заменысогласных: тва — два, рочароща, урошай — урожай, боказываедпоказывает;
  6. перестановки букв и слогов: онкоокно,
  7. недописывание букв и слогов: червчерез, на веткана ветках, диктандиктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сснегснег, диктанатдиктант;
  9. искажение слова: мальнималенький, чайщик
  10.  слитное написание слов и их произвольное деление: д ва— два, бойчасов — бой часов, в ся— вся;
  11.  неумение определить границы предложения в тексте, слитное на­писание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замер­зла Речка птицам голодно.Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12.  нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толкотоль­ко, умчалис — умчались, мачмяч

 

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушения согласования слов: с еловый веткис еловой ветки, появи­лось трава — появилась трава, огромная бабочкиогромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка- с ветки, умчались к чащу — умча­лись в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  3. замены слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: врощев роще, настенена стене, на бухлинабухли;
  5. пропуски слов в предложении.

 

Ошибки, обусловленные несформированностью

зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1.    замены букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

2.    замены букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ\

3.    замены букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м\

4.    зеркальное написание букв: с,э,ю;

5.    пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

 

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

1.    безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

2.    правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зупзуб, дорошкадорожка;

3.    обозначение смягчения согласных;

4.    прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

 

 

 Учитель – логопед   Пономарева Е.Г.