Контакты

Директор школы:
Слепухова Марина Юрьевна
Телефон: 32-78-16

Заместители директора:

Разумова Наталья Александровна

Середа Ирина Владимировна

Инчина Надежда Викторовна

Жукова Инна Владимировна

Телефон: 24-04-70

Секретарь:
Фролова Лариса Геннадьевна
Телефон: 32-94-84

Адрес: 305045, город Курск
ул. Крюкова, 5
E-mail: kursk-school45@yandex.ru

Учредитель: комитет образования города Курска

Тема 4 Как научить ребенка учиться PDF Печать

Как научить ребенка учиться

 

Умение учиться  - это способ действия с источником информации в результате которого формируется новое  знание или умение, возможно далее переходящее в навык.

Если рассмотреть подробнее, то  это

-                    пользование источником информации (хорошо, когда ребенок сам может определить какой источник информации наиболее эффективен для него лично); задача родителей обеспечить наличие качественных книг, учебников, интернета, словарей, энциклопедий. Чем доступнее источник для пользования, тем больше шансов, что он будет востребован.

-                    умение критично оценить степень эффективности пользования источником (может ли пересказать другими словами, сформулировать основные определения, ответить на вопросы по содержанию, выделить главные слова).

-                    Чем лаконичнее, сжатие пересказ, но при этом не утрачено главное — тем выше степень анализа материала.

 

Всегда можно научить, если ребенок хочет учиться. А если нет!?

Важно наличие учебной мотивации, т.е. потребности в самосовершенствовании. Достижение этой потребности невозможно без удовлетворения более ранних потребностей: безопасности (комфортное жилье, одежда, достаточное питание, безусловное принятие ребенка таким как он есть, восприятие и уверенность в поддержке других людей), отдыхе — это первая базовая ступень потребностей. Начиная лет с 9-10 актуализируются потребности второй ступени: социальной успешности, конкурентоспособности.

И только при удовлетворении этих ступеней возможно осуществление такой потребности как самосовершенствование (что включает учебную деятельность), духовность, эстетика, культура. Поэтому в 6-9 лет учебная мотивация будет скорее внешней (чтобы быть хорошим, порадовать родителей,  получить за это подарки...). Соответственно, чтобы влиять на учебу ребенка надо больше апеллировать к его положительным качествам, успехам, новым умениям и знаниям. Такое отношение сформирует значимость обучения в сознании ребенка.

Позже стоит постараться подружиться с ребенком, чтобы войти в круг предпочитаемого общения, откуда родители к тому времени обычно вытесняются. А если вы друг, то вы «в теме», вас будут слушать. Вот тогда вы и сможете давать советы, как через результаты учебы быть конкурентоспособным, нужным, интересным, уважаемым. Только не говорите того, что с точки зрения сверстников ребенка неактуально, недейственно.

Фразы  «Не боги горшки обжигают», «где теперь те отличники?», «все директора и депутаты троечники...» - могут являться оправданием каких-то вам необходимых жизненных ситуаций, а  в судьбу ребенка внесут необратимое разрушение развития познавательного мотива.

Лучшее объяснение необходимости и важности учебы — личный пример. Обучение — передача опыта, некий совместный процесс. Если в принципе отношения между родителями и ребенком в виде совместной деятельности невозможны, неприятны, то процесс обучения будет формальным, малоэффективным. Если хотите, чтобы знания ребенком были приняты, покажите личный пример. Учитесь всему, всегда, везде. Учитесь у самого ребенка новым технологиям, направлениям культуры, жаргону молодежи, высказывайте, но без критики свои эмоции, выслушивайте его точку зрения, спорьте, обеспечивая рассмотрение всех сторон вопроса, принимайте здравые идеи, радуйтесь им. Покажите, что процесс  учебы — постоянная составляющая жизни. Останавливается познание — замирают эмоции. Далее  - духовный штиль, остановка развития...

Если вам учиться чему-нибудь не интересно, трудно ожидать научных подвигов от детей. Знайте: от осинки не родятся апельсинки!

Обеспечьте ребенку все необходимое для учебы, тишину и покой, контроль за результатом процесса (а не только за оценками). Начав контролировать нельзя бросать. Контроль должен стать нормой отношений. Должны меняться его формы: от явного к беседе на тему с собеседником, равным по уму.

Искренне и активно разделяйте радость ребенка за любые успехи, помогите предотвратить неприятности, спокойно, без критики вместе проанализируйте причины неприятностей.

Будьте примером в учебе, авторитетом в жизни, разумно и безусловно

любящим родителем.